Поиск

Воспитание ребенка

Воспитание ребенка – что может быть сложнее этого? Действительно, на каждом родители лежит огромный груз ответственности за свое чадо, за его будущее. Процесс воспитания  вполне справедливо можно назвать работой, ведь каждый родитель должен быть в какой-то степени педагогом, в какой-то психологом, для того, что найти подход к своему ребенку, а это порой бывает очень и очень непросто. Попробуем хотя бы немного разобраться в столь сложном деле.

Конечно, процесс воспитания – это процесс глубоко индивидуальный, потому что каждый ребенок обладает своими, только ему присущими психологическими чертами, у каждого свой характер, темперамент, привычки, манера общения, и соответственно подход к каждому нужен особенный, но все-таки существуют некоторые общие закономерности, которых должен придерживаться любой родитель. Повторю: процесс воспитания – это полноценная работа, в первую очередь работа учителя, педагога. Конечно, нельзя относиться к воспитанию халатно и пускать все на самотек, ни в коем случае. Ведь сознание ребенка очень восприимчиво к влиянию из вне, и если на него не будет оказано это самое влияние (положительное влияние) в кругу семьи, то он найдет другие авторитеты и идеалы, на основе которых, у него, с большей долей вероятности, сложится  в корне неверная система ценностей. Иначе говоря, ребенок может подвергнуться отрицательному влиянию сверстников. Это совершенно не значит, что родители должны полностью оградить его от окружающих: общение - это естественная составляющая социализации любого человека, - в данном случае нельзя ставить жестких запретов, но ненавязчиво следить за кругом друзей и приятелей - вполне посильная задача для любого родителя. Особенно необходимо это в подростковом возрасте, начиная с 12-13 лет, когда мнение толпы, большинства имеет огромное значении для еще несформировавшегося сознания.

Владимир Даль говорил: «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать ученика». Эта фраза очень точна и справедлива: нет ничего лучше, чем самому стать авторитетом и идеалом, о котором я писала выше. Конечно, «идеал» - это громко сказано, это понятие крайне относительно, но в глазах ребенка именно вы  должны быть примером для подражания. Это не так легко сделать, как кажется на первый взгляд, для этого нужно стать его другом, нужно научиться понимать и принимать взгляды характерные для его возраста. Важно помнить, что многие поведенческие процессы он еще не может контролировать в полной мере в отличие от взрослого человека, отсюда капризы, срывы, истерики, ссоры и желание отстоять свою позицию. В данном случае нельзя полностью подавлять волю ребенка, тем более применять физическую силу, важно уметь спокойно, четко и ясно объяснить, почему нужно поступить так, а не иначе, при этом вступать в пререкания и затевать спор совершенно бессмысленно: не вы должны опуститься до уровня детского поведения, а ребенок должен увидеть и понять, как нужно вести себя  в конфликтной ситуации.

Совершенно очевидно, что процесс воспитания – это очень сложный и многогранный вопрос, ему следует посвятить далеко не одну статью. Хочется еще раз заострить внимание на основных понятиях, которые были затронуты выше. Всегда помните: ваш ребенок – уникален, и только вы, как самый близкий человек, сможете понять его, никто не сделает это лучше, научитесь анализировать, разговаривать – только конструктивное общение может дать положительные результаты. Станьте психологом, педагогом, примером и другом для вашего ребенка. Английская пословица гласит: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя…» Да, это непросто, но это того стоит, только таким образом вы сможете добиться доверия и любви. И никогда не забывайте, что основой всего педагогического процесса является гуманизм, только гуманное отношение, в основе которого лежит признание человека как личности, его права на свободу и счастье, может помочь вам в этом нелегком деле. Напоследок хотелось бы пожелать всем родителям терпения, терпения и еще раз терпения. 

Получить помощь мага
Яндекс.Метрика